Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Архіў навін

11.03.13

15 марта День Конституции РБ

15 марта – День Конституции Республики Беларусь

Мы, народ Республики Беларусь (Беларуси), исходя из ответственности за настоящее и будущее Беларуси, сознавая себя полноправным субъектом мирового сообщества и подтверждая свою приверженность общечеловеческим ценностям, основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение, опираясь на многовековую историю развития белорусской государственности, стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь, желая обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства, принимаем настоящую Конституцию - Основной Закон Республики Беларусь.

Такова преамбула Основного закона, принятого на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. По всем главным параметрам белорусская конституция – это конституция развитого, свободного общества, конституция европейского государства. В ней прослеживается принцип верховенства права, четкое разделение ветвей власти, допускается многообразие политических институтов, идеологических воззрений.

В законе нашли отражение опыт конституционного строительства в передовых странах мира, базовые общечеловеческие ценности.

Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ) была принята на I съезде Советов Белоруссии 3 февраля 1919 г. Ее содержание было пронизано идеей диктатуры пролетариата, которая и была непосредственно закреплена в Конституции.

Вторая Конституция Белорусской Социалистической Советской Республики была принята 11 апреля 1927 г. VIII Всебелорусским съездом Советов. К этому времени был образован СССР (30 декабря 1922 г.), в 1924 г. принята Конституция СССР, явившаяся основой для принятия республиками, вошедшими в его состав, своих основных законов. Важнейшими новшествами Конституции 1927 г. являлись определение пределов и возможностей законотворческой деятельности высших и центральных органов государственной власти Белоруссии в соотношении с полномочиями аналогичных органов СССР, значительно более подробная регламентация их статуса и деятельности. По этой Конституции Съезд Советов БССР хотя и получил определение верховного органа власти, однако не обладал верховенством по всем вопросам правотворчества. ЦИК БССР являлся законотворческим органом по широкому кругу вопросов.

Важное значение имела Конституция БССР 1937 г. (принята 19 февраля 1937 г.). Новая Конституция БССР полностью соответствовала Конституции СССР 1936 г. В ней провозглашалось, что вся власть в БССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, но все наиболее важные вопросы государственной жизни были отнесены к компетенции СССР.

В Конституции БССР 1978 г. прежней осталась система органов государственной власти и управления. Верховный Совет БССР как высший орган государственной власти БССР стал "правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР и настоящей Конституцией к ведению Белорусской ССР", была определена исключительная компетенция Верховного Совета.

27 июля 1990 года была принята Декларация Верховного Совета "О государственном суверенитете Республики Беларусь". Декларация провозгласила "полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях".

В дальнейшем, 25 августа 1991 г., Декларации о государственном суверенитете специальным законом был придан статус конституционного закона, на основании которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978 г. В таких правовых и политических условиях велась разработка новой Конституции Республики Беларусь, которая была принята 15 марта 1994 г.

В результате внесения в Конституцию Республики Беларусь изменений и дополнений законодательная власть больше не находится в привилегированном положении. Парламент приобрел более свойственное ему название, означающее окончательный отказ от советской модели высшего органа государственной власти, и более совершенную структуру, которая соответствует устоявшимся стандартам парламентаризма. Представительный и законодательный орган Республики Беларусь по Конституции в редакции 1996 г. называется Парламентом - Национальным собранием Республики Беларусь. Он состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.

Конституция Республики Беларусь закрепляет конституционный строй, основы государства и общества, положение в нем личности, основные права, свободы и обязанности граждан, принципы избирательной системы, порядок формирования государственных органов, их компетенция и взаимодействие, финансово-кредитная система.

Конституция Республики Беларусь состоит из преамбулы, 9 разделов, в которых 8 глав и 146 статей. Отражает новый социально-экономический и политический этап развития общества и государства: закрепление полного государственного суверенитета, дальнейшее возрождение белорусской нации и культуры. Изменено название государства, оно стало называться Республика Беларусь.

Статья I подчеркивает, что Республика Беларусь - унитарное демократическое социально-правовое государство, которое владеет всей полнотой власти на своей территории и самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Человек является наивысшей ценностью общества и государства. Определен новый правовой статус граждан, расширен круг прав и свобод, закреплены их гарантии и формы защиты.

Определены основы конституционного строя страны. Единственным источником государственной власти является народ, который осуществляет свою власть непосредственно и через представительные органы. Демократия осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных организаций, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, национальной, религиозной и расовой вражды.

Государство основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Признается приоритет общепризнанных принципов международного права. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.

Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их правов и интересов, отвечает за сохранение историко-культурного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь. Обеспечивается равенство перед законом всех религий и вероисповеданий.

Государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки. Символами государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.

Отдельная глава Конституции посвящена избирательной системе. В Основном законе определены обязанности и полномочия суда и прокуратуры. Отдельный раздел посвящен финансово-кредитной системе государства. Последний раздел Конституции регламентирует порядок ее действия и внесения изменений в нее.

Раздзелы сайта