Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Ваш ребенок - пятиклассник

Советы школьного психолога: ваш ребёнок - пятиклассник 

Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации – привыкании к новым условиям обучения. 

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. 

Среди трудностей школьной жизни 5-классники называют следующие: 

  • очень много разных учителей (их нужно запомнить, привыкнуть к требованиям каждого); 
  • непривычное расписание уроков; 
  • много разных кабинетов, которые неизвестно где расположены; 
  • новый классный руководитель; 
  • новые дети в классе; 
  • проблемы со старшеклассниками (в столовой, на перемене); 
  • больше домашних заданий; 
  • новые требования к оформлению работ; 
  • необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.


В случае трудностей адаптации о них может свидетельствовать: 

  • усталый внешний вид ребенка; 
  • его нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне; 
  • стремление отвлечь взрослого от разговора о школьных событиях; 
  • нежелание выполнять домашнее задание; 
  • негативные высказывания о школе; 
  • жалобы на плохое самочувствие, беспокойный сон. 


Ситуация адаптации вызывает повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, иногда и страхи. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Этот страх приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в полной мере своих возможностей. Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают до половины всех 5-классников. В свою очередь, родители, нацеливая ребенка «работать на отметку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок. 

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться спад успеваемости, т. к. дети скорее заняты изучением формы, а не содержания учебной деятельности. 

Родители должны помочь ребенку в понимании и принятии новой системы требований, налаживании отношений с учителями и сверстниками. 

Возраст учащихся 5 класса является переходным от младшего школьного к младшему подростковому. 
Стремление подростка обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от взрослых, которое проявляется в негативизме – желании противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты. По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. Происходит замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения. 
Переходя из начальной школы в среднюю, подросток подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям. 

В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в познавательной сфере: замедляется темп деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Ученики чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. 

В начальной школе дети всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации, следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневнике и доведена до сведения родителей. 

В средней школе учащиеся в основном предоставлены сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, решать конфликтные ситуации. 

Некоторые подростки в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. 

Другие настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что не способны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Все это ведет к снижению успеваемости. 

Обязательно контролируйте своего ребенка, особенно в первые 1-2 месяца обучения в 5 классе. Помогайте ему выполнять трудные задания. Предлагайте выход из сложной ситуации. 

Помните, что по научно обоснованным нормам на выполнение всех домашних заданий ученик 5,6 класса должен тратить до 2,5 часов. Помогайте ему придерживаться данных норм, соблюдать режим дня: это важно для здоровья и хорошего отношения к учебе. 

Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Он начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений является рассеянность, ослабление внимания, памяти. Для адаптации в такой ситуации нужно больше времени. 

Одной из особенностей младших подростков является их возросшая степень самостоятельности. С одной стороны это хорошо, т. к. многое ребенок делает сам и не нуждается в вашей помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет подросткам идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья: курение, употребление алкоголя, наркотиков. Именно в этот период хорошо бы спланировать свободное время подростка, чтобы у него не оставалось времени на «глупости» и на бесцельное времяпровождение. Постарайтесь ВМЕСТЕ подумать, какие кружки, секции, факультативы хотел бы посещать ребенок, кто из друзей мог бы составить ему компанию. 

Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны. У ребенка есть возможность начать новую учебную жизнь. Ученик с закрепившейся репутацией троечника может повысить свою успеваемость. Многие старшеклассники вспоминают, что в именно в 5 классе у них обнаружился интерес к тому или иному предмету. И этот интерес способствовал повышению качества их обучения и помог в дальнейшей профессиональной ориентации. 

 Подросток узнает свои сильные и слабые стороны, учится смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общается.

Раздзелы сайта