Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Компьютерная зависимость

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время выделены следующие степени компьютерной зависимости:

1. Увлеченность на стадии освоения. Свойственна ребенку в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период застревание за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль, и вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные чем-то более интересным. Если же выхода из данной ситуации не происходит, то происходит переход во вторую степень.

2. Состояние возможной зависимости. Данному состоянию свойственна сильная погруженность в игру, пребывание за компьютером более 3 часов в день, изменения в учебной мотивации в сторону снижения, падение успеваемости (не всегда ощущается сразу), повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общения – компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушение сна и пр.

3. Выраженная зависимость. Игрок не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру – нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, много времени проводить в игровых залах или у друзей. Может стать неряшливым в одежде, безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Могут появиться пропуски уроков, обязательно – снижение успеваемости. Характерны повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой ситуации. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером – полная. На данной стадии есть опасность перехода в 4-ю стадию, если клиент не получает помощи в течение длительного времени, так как пребывание у компьютера на данной степени зависимости доходит до 16-18 часов в сутки. У некоторых наблюдается стойкое периодическое расстройство желудка, видимо так организм реагирует на подобные нарушения, это защитная реакция организма.

4. Клиническая зависимость. На данной стадии зависимости клиенту необходима помощь психиатра. Наблюдаются серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций, отсутствие самоконтроля, слышание голосов, команд, отсутствующий взгляд, потеря аппетита и интереса к жизни, неспособность жить обычной жизнью, необратимые изменения в мозге, необходимость в изоляции и лечении. Течение болезни сопровождают сильнейшие головные боли. Временное прекращение игры приводило к тягостному состоянию и не давало отдыха. Они уже не отдыхали во время сна, сон не был оздоравливающим, а сопровождался снами – играми. Мозг словно разучился отдыхать, в какой-то период болезни они не смогли учиться, так игра превратилась в болезнь.

 Реакции на просьбу о помощи

Родители не всегда формулируют вопрос о компьютерной зависимости, чаще всего жалуются на нежелание ребенка учиться, снижение успеваемости, изменение поведения, необщительность, грубость. Анализ ситуации выводит на нарушение психогигиенических норм взаимодействия с компьютером, в частности нарушения временного режима пребывания за компьютером.

Есть простейший тест на проверку степени зависимости: к ребенку, увлеченному игрой, обращается родитель с просьбой о помощи. И для ориентировки в степени «застревания» ребенка в компьютере необходимо пройти уровни обращения:

1-й уровень – просьба формулируется просто, например «Сынок, помоги, пожалуйста, подвинуть  кресло ».

Способы реагирования:

А. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере – такое поведение демонстрирует полную свободу от компьютера на момент тестирования.

Б. Ребенок откликается со второго – третьего раза, демонстрирует недовольство, огрызается – такая реакция может быть при 1-й степени зависимости в пределах первого месяца овладения компьютером или на начальном этапе 2-й степени.

В. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит, игру не прерывает – такое поведение свойственно зависимости 2-3 степени.

2-й уровень  - в случае, если ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо, через какой-то промежуток времени, например на следующий день, обратиться к ребенку с развернутой, аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне,  пожалуйста, подвинуть кресло. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь. Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать вывод о наличии зависимости у ребенка и необходимости предоставить ему помощь.

Различия между мальчиками и девочками

Среди детей, страдающих от компьютерной зависимости нет почти ни одной девочки. Что это случайность или закономерность? Что в девочке есть такое, что предохраняет её от компьютерной зависимости? Чем объясняется предрасположенность мальчиков к данной зависимости?

Мальчики в определенном возрасте менее успешны, не всегда и не все умеют выразить то, что чувствуют, им не хватает эмоциональной поддержки со стороны взрослых. Это рождает чувство неуверенности, снижает самооценку, падает уровень общительности. И тогда потребность в личной успешности начинает удовлетворяться игрой, здесь нет сравнения не в твою пользу, можно забыться и уйти от проблем.

Девочки более вовлечены в деятельность и в домашний труд, их интересы и увлечения шире, их психическое развитие опережает психологическую зрелость мальчиков, они более плавно переживают кризисные возрастные периоды.

Есть методика «Робинзон», которая представляет собой игровую ситуацию. Ребенок воображает себя на необитаемом острове с замечательными фруктовыми деревьями и добрыми зверями и может заказать себе по рации что-либо из следующего списка: сладости, мороженое; книги, журналы, газеты; игры, игрушки; радиоприемник; телевизор; компьютер; видеомагнитофон с кассетами; друга или подругу; маму или  папу.

Инструкция заканчивается обращением: «По рации, которая заработает через час после твоего приезда на остров, затем на следующий день, потом через неделю, потом только через месяц и в последний раз -  через год, ты сможешь заказать из списка всё, что хочешь, но только одно. Что ты хочешь, чтобы тебе доставили на необитаемый остров через час, через день, через неделю, через месяц, через год?».

Методика выдает главное различие: девочки не выбирают компьютер в первую и даже во вторую очередь, тогда как у мальчиков оно востребован в числе первых, иногда даже раньше родителей.

 Причины возникновения компьютерной зависимости

1. Самая первая и главная – отсутствие навыков самоконтроля у ребенка. Став взрослым, он также будет не способен на саморегуляцию своих эмоций. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, просчитать ситуацию.

2. Взрослые не работают над развитием волевого потенциала ребенка.

3. Ребенок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять её. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу о них.

4. Ребенка не приучили к самостоятельности, он не научен советоваться, а значит слушать и слышать советы и рекомендации.

5. Незнание взрослыми правил психогигиены взаимодействия с компьютером, пользы и вреда т него.

6. Ребенок лишен родительского внимания и удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером.

7.  Ребенок не умеет справиться с трудностями жизни, не находит поддержки взрослых и уходит в виртуальный мир с нарисованными друзьями и врагами, чтобы не участвовать в странном мире взрослых.

8. Бурная переписка (более 20 сообщений в день) также способствует возникновению компьютерной зависимости, так как время в переписке летит незаметно.

9.  Отсутствие контроля со стороны взрослых, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг.

10.  Сильный рефлекс подражания, уход в «нереальность» вслед за товарищем.

11.  Ребенок замкнут, малообщителен, не принимается сверстниками.

12.  Мама – сильная женщина, властная, капризная, осуждающая папу, профессионально более успешная, подавляющая всех, в том числе и собственного ребенка.

13.  Развод родителей в трудный возрастной период.

 Симптомы «сетевой наркомании»

1. Человек выходит в Интернет тогда, когда у него плохое настроение.

2. Чувствует себя подавленным, если находится в Интернете меньше времени, чем обычно.

3. Начались неприятности в школе (пропуски, нежелание учиться, потеря смысла, утрата перспектив, снижение успеваемости).

4. Появились проблемы в общении, конфликтные ситуации, увеличилось количество людей, которые раздражают, вызывают чувство неприязни, кажутся глупыми, особенно если они не являются активными пользователями Сети.

5. Интернетчик скрывает от друзей и близких реальное количество времени, которое он проводит в Сети и что там делает (какими сайтами интересуется, с каким количеством людей состоит в переписке).

6.  Попытка проводить в Интернете меньше времени терпит неудачу.

7. Занимаясь другими делами, он часто думает о том, что же сейчас происходит в Интернете.

8.  Предпочитает общаться с людьми или искать информацию через Интернет.

9.  Отрыв о работы в Интернете воспринимает агрессивно, раздражительно, не откликается на просьбы.

Последствия неограниченного пребывания за компьютером

1. Общение с компьютером, вместо живого общения, учит отдавать команды, приказания и проверять их исполнение. Личность ребенка при этом не развивается, создается иллюзия общения.

2. Человек в Интернете просматривает, например, электронные энциклопедии. Именно просматривает, а не изучает – так формируется поверхностное отношение к познавательной информации. Эта деятельность не требует усилий для осмысления, продумывания, вникания, так как вдумчивое чтение здесь места не имеет.

3. Любой эмоциональный дискомфорт устраняется с помощью погружения в игру, в Интернет, ребенок не учится никаким другим способам решения проблем, формируется инфантильный стиль отношения к проблемам.

4. Сидение за компьютером «сажает» зрение. Глаза страдают от нечеткой картинки, плохого света, от бликов, от необходимости долго смотреть в одну точку. Глазные мышцы устают, теряют эластичность. Если ребенок в возрасте 14-15 лет ежедневно проводит у компьютера около 2 часов, потеря зрения на диоптрию в год ему гарантирована. Наш глаз привык воспринимать преломленный свет, а работая за монитором, мы смотрим на сам источник света. Изображение на экране мелькающее, что создает дополнительную нагрузку на органы зрения, наши глаза расслабляются только тогда, когда мы смотрим в даль.

5. Из-за неудобного стула и стола, работающий на компьютере со временем может заработать сколиоз. От долгого сидения нарушается кровообращение в области таза, что может привести к геморрою и ожирению.

6. При длительной работе за компьютером может развиться шейный остеохондроз, так как страдают мышцы шеи, плечевого пояса, спины и позвоночник.

7. Нагрузка приходится также и на ноги, сидячая работа ведет к застою крови. Поэтому гимнастику надо делать стоя, включив обязательно упражнения для ног – ходьбу на месте, приседания, встряхивания ногами.

8. Подростки, склонные к увлечению компьютерными играми, как правило, имеют повышенный риск стать алкоголиками или наркоманами.

9. У работающих за компьютером существует необъяснимое огромное желание часто    перекусывать во время работы, и чаще всего обходятся бутербродами, что ведет к проблемам с ЖКТ.

Цензура взрослыми компьютерных игр – вещь, совершенно необходимая, причем не надейтесь, что за вас это кто-то сделает. Каждая игра, попадающая в руки ребенка, вначале должна быть просмотрена кем-то из взрослых. Вникните в её содержание, задайтесь вопросами: что даст эта игра вашему ребенку, какие качества личности будет развивать в нем, не будет ли формировать агрессивный стиль поведения, не даст ли какую-то опасную информацию?

 Игра должна: развивать, не содержать бранных слов и выражений, не формировать циничное отношение к происходящему, не содержать агрессивной информации, не вызывать привыкания к боли, драматичным ситуациям, не учить противозаконным вещам, не содержать сексуальной тематики.

Аналогичной цензуре должны подвергаться и фильмы, которые смотрят дети, так как агрессия, негативная информация, чувство страха от просмотра фильмов ужасов также вредны для детской психики.

 Рекомендации для родителей «Что делать, чтобы ребенок не стал зависимым от компьютера? Что делать, если вы подозреваете у ребенка компьютерную зависимость?»

Правильное воспитание. Воспитание уверенности в себе, передача навыков построения гармоничных межличностных отношений, выработка силы воли, обучение решению конфликтов. Помощь в осознании и изучении своих сильных и слабых сторон, обучение методикам эффективной борьбы со стрессом, помощь в обдумывании и обсуждении негативных чувств (страха, гнева, вины, обиды и др.), воспитание стремления сделать свою жизнь более осмысленной. Неправильное семейное воспитание — гиперопека, чрезмерная требовательность, сочетаемая с жестокостью, провоцируют появление зависимостей.

Положительный личный пример. Если кто-то из родителей подвержен вредным привычкам и не в силах от них избавиться, будет сложно добиться этого от ребенка. Родители должны не только вести здоровый образ жизни, но и показывать ребенку, что есть много более интересных и увлекательных занятий, чем компьютерные игры. Родителям необходимо позаботиться о свободном времени ребенка, организовывать семейные увлечения.

Поощрение увлечений ребенка: хобби, спорта и др. Однако любое времяпрепровождение будет интереснее, если оно разделено с близкими. Родители должны полюбить хобби своего ребенка и создавать для него все условия: обеспечивать необходимыми материалами, финансами, одеждой, обсуждать достижения, помогать в решении проблем.

Семейные ритуалы. Старайтесь сделать так, чтобы прием пищи стал семейным событием. Во время беседы за чаем у детей развиваются навыки коммуникации. Они учатся слушать, выражать заинтересованность в собеседнике. Кроме того, это вообще объединяет, укрепляет чувство принадлежности к семье.

 Время сеанса игры: полчаса в день в начальных классах и максимум час в средних. В подростковом возрасте можно дойти до двух часов в день. Можно представить целую систему мотиваций, адаптированных соответственно возрасту: «Если ты способен остановиться, значит, ты сильнее Супер-Марио...»; «Те, кто придумал эту игру, предусмотрели все, чтобы ты не смог остановиться, — попытайся сломать их планы!».

 Правила должны быть гибкими: ежедневное и еженедельное время, отведенное играм, не должно быть одинаковым в учебный период и на каникулах, когда ребенок один и когда к нему приходят друзья. На правилах стоит настаивать серьезнее, если ребенок увлекается играми на быстроту реакции: поскольку их ритм довольно высок, они порождают стресс и напряжение. Зато стратегии и игры, связанные с размышлением, могут длиться дольше. Иногда возникает вопрос: зачем ограничивать время для тех игр, которые не представляют ника­кой опасности? Ответ: для того чтобы дать детям возможность заняться чем-то еще.

 В течение дня у ребенка есть время для любых действий: принимать пищу, спать, читать, сидеть за компьютером. Использование ПК должно быть за­прещено: утром перед школой (так как будет трудно заставить ребенка делать что-то другое в течение дня) и вечером — перед выполнением домашних заданий и перед сном (игры очень возбуждают и стимулируют мозг ребенка, вследствие чего может возникнуть бессонница или сон будет беспокойным).

Компьютерные игры бывают разные, в том числе и приемлемые. Именно на них и стоит делать упор, переключая внимание ребенка с вредного на полезное или хотя бы на нейтральное. Например, обучающие и развивающие игры: шахматы, квесты и др. Такие игры, как правило, не содержат сцен насилия и при грамотном подходе пробуждают интерес к истории, дают возможность почувствовать себя участником событий далекого прошлого, развивают усидчивость, внимание, пространственное мышление, логику, память, эрудицию.

 При покупке компьютерных игр вы должны исходить из следующего: что они дают вашему ребенку, в какой мир предлагают погрузиться?

 Запретить наиболее жестокие игры. Их легко распознать благодаря пиктограммам, почти всегда присутствующим на коробках («для всех», «для детей старше 12 лет», «для детей старше 16 лет»). Производители сами настойчиво советуют соблюдать их рекомендации.

 Необходим диалог между ребенком и родителями, прежде всего, на тему видеоигр. Игра должна быть поводом и возможностью для общения. Если взрослые будут интересоваться тем, что делает их ребенок, если они будут задавать вопросы, ребенок выработает такое отношение к игре, которое не будет соревновательным, но будет способствовать по­вышению его самооценки. Диалог необходим также и потому, что игры вызывают сильные эмоции, приводящие ребенка к нервному напряжению. Поэтому важно, чтобы он мог разрядить это эмоциональное напряжение, разделив его с собеседником.

Следует помешать ребенку, который «зацикливается» на игре, которую ему не удается завершить. Если ребенок не смог найти решение в игре после нескольких часов, нужно посоветовать ему заняться чем-то другим или позвонить приятелям, которые подскажут правильное решение. В противном слу­чае ребенок может потерять веру в свои силы.

 Следует сопровождать ребенка, когда он «гуляет» по Сети, так же как при любом его выходе за пределы дома. Другими словами, не ходить на танцы вместо него, но знать, куда он ходит, с кем и в какое время он возвращается. Мы не должны бояться сказать нашим детям, особенно маленьким, что в игре они, вполне возможно, столкнутся со странными пугающими вещами: тем самым мы приглашаем их к разговору и обещаем, что не будем ворчать на них, если они это сделают.

Не внушайте ребенку отношение к компьютеру как сверхценности. Так, например, не стоит, чтобы возможность поиграть на компьютере стала наградой за успехи. Нужно дать ребенку понять, что в эти игры играют чаще всего от скуки. Мудрые родители стараются, чтобы интерес ребенка к компьютеру с самого начала был не потребительским, а познавательным и практическим. Тогда это может стать основой и для будущей профессии их сына или дочери (программист, системный администратор и др.).

 Если вы почувствовали, что компьютер начал затягивать вашего ребенка, поскорее займитесь выявлением психологических причин, по которым вашему ребенку милее общество «умного ящика». Если вы заметили, что причина, по которой ваш ребенок увлекается компьютерными играми, в нем самом, постарайтесь устранить ее. Если вы не в силах сделать это самостоятельно, обратитесь к специалисту,нужен человек, имеющий опыт решения проблем компьютерной зависимости. 

Разделы сайта